?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Композиция в сферической панорамной фотографии. Часть 1
Сен
knatka
Введение

Вряд ли кто-то будет спорить, что композиция для фотографии является важной составляющей.

Вместе с тем люди, занимающиеся фотосъемкой и созданием сферических панорам, сталкиваются с рядом проблем не свойственных традиционной фотографии. Основное преимущество панорам, дающих круговой обзор, как по горизонтали, так и по вертикали, вызывает необходимость немного иного композиционного, перспективного и светового построения снимка. Те законы композиции и перспективы, которые действуют в картинах и в обычной фотографии, в связи с ограничением угла зрения, в панораме действуют по-другому. Угол зрения ограничен экраном просмоторщика ( который может быть и шире угла зрения человека), но он легко меняется при вращении панорамы. При этом любая, самая выверенная композиция начального кадра разрушается и возникает ряд вопросов: что является объектом съемки для панорамы, как организовать передний, средний и задний планы, какие законы перспективы действуют, какие акценты и как в панораме создаются, как выделить основное и что такое второстепенное в панораме, что делать со светом и пр. Вместе с тем законы перспективы и композиции существуют и для панорамных изображений. Просто надо научиться их использовать и сознательно применять при выборе точки съемки, чтобы в дальнейшем панорама наиболее полно отвечала своим информационным требованиям и имела художественную ценность.

Целью данной статьи и является создание ряда правил, учет которых может быть полезен при выборе точки съемки, времени съемки и объекта съемки. Выбор этот не всегда однозначен, определяется множеством внешних факторов, главный из которых - цель съемки, зачастую осуществляется в условиях недостатка времени, и вместе с тем, именно он определяет успех. Поэтому продумать данный вопрос и знать некоторые правила всегда лучше до начала работы.

И, наконец, последнее. Поскольку на момент написания данной статьи нам не попалось никаких высказываний по данной теме, все ниже изложенное является авторским мнением. А нам не хотелось бы претендовать на роль да Винчи сказавшего: "Я создал абсолютные законы. Бери и пользуйся". В конце концов, обнять мир невозможно. Но сделать движение в нем более удобным нам вполне по силам. Еще одно замечание. Мы всюду будем говорить о сферических панорамах для компьютера. Любые другие виды панорам, могут быть рассмотрены как частный случай, с соответствующей интерпретацией ниже сказанного.

Цели съемки

Давайте начнем с того, что мы снимаем, с какой целью и неизбежно поговорим о разнице между восприятием человека и ограничениями, накладываемыми фотографией.

Целью съемки панорам является получение фотографически точного изображения пространства или объекта в пространстве. В данном случае имеется в виду реальный объект и его расположение в естественной обстановке. Хотя конечно в панораму может быть встроен и 3d объект. Для полноценного отображения и места и объекта может быть снята как одна панорама, так и несколько.

Разнообразие жанров панорам велико. Это может быть пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет, репортаж. Можно снять панораму чего угодно, начиная с пейзажа Марсианской пустыни и заканчивая видом из-под шляпки гриба-мухомора. При этом ни в сторону микро, ни в сторону макро ограничений никаких нет. Можно снять групповой портрет на фоне архитектурного памятника, демонстрацию протеста, боевые действия, выступление музыкального ансамбля, играющих собак.

Но надо учитывать, что неизбежно представление панорамой пространства будет хуже оригинала. Здесь все просто: панорама это все та же фотография, со всеми ее ограничениями. Компьютер, конечно, дает ряд преимуществ, при ее просмотре. Он позволяет изменять угол зрения (приближать и удалять), вращать камеру во все стороны и программа-просмоторщик специальным образом искажает фотографию, чтобы дополнительно придать иллюзию объема. Но для подлинно объемного мира у фотографии не хватает ряда свойств. В ней отсутствует объемная (и как частность - угловая), информация, отсутствует возможность движения точки обзора по отношению к точке съемки, отсутствует движение, а размеры предметов и их взаимоположение фиксированы относительно друг друга.

Частично эти недостатки компенсируется особенностями человеческой психики, способной отождествлять картинку с натурой и достраивать недостающее. Психика современного человека достаточно тренирована и картинами, и фотографиями, и телевизором. К тому же никто не требует слишком многого от изображения на экране монитора. Вспомните, что текстуры 3-d миров в играх воспринимаются большинством людей реалистично, хотя они намного уступают фото изображениям. Впрочем, тем, кто интересуется вопросом отождествления, лучше заглянуть в работы психологов. Там этот вопрос освещен достаточно подробно.

Нас же, как создателей панорам, должен интересовать тот факт, что панорамы гораздо более информативны, чем 3d модели. Создание же последних только на основе фотографий пока не возможно. И панорамы остаются на данный момент методом выбора, при необходимости точной передачи пространства. К тому же дешевым методом.

При выборе точки съемки из перечисленных недостатков больше всего надо учитывать два обстоятельства. Объекты на панораме останутся статичными и именно в тех ракурсах, в которых Вы их сняли. И второй момент, касающийся размеров предметов. Чем дальше объект находился от камеры, тем меньше информации о нем будет на панораме. И наоборот, чем ближе объект был к камере, тем больше информации о нем будет на панораме.

Мы сначала подробно разберем последнее обстоятельство, а затем перейдем к рассмотрению классических законов композиции, перспективы и света применительно к панораме.

Информационное пространство панорамы, композиционный центр,
композиционный объект, понятие идеальной панорамы, ось зрения.

Пришло время ввести ряд понятий для продолжения разговора о панорамах.

Информационное пространство панорамы. Несмотря на то, что панорама дает круговой обзор по вертикали и горизонтали, пространство панорамы ограничено. Это фотография, полученная разными способами, с соотношением сторон два к одному. На ней можно условно выделить горизонтальную составляющую, верх и низ. Эта фотография имеет конечное число пикселей, несущих единицу информации. Их совокупность можно назвать информационным пространством. Чем ближе объект находился к камере и чем больше пикселей он занимает на снимке, тем больше информации панорама несет именно об этом объекте. Тем меньше информации она предоставляет о других объектах.

Для чего вводиться это понятие проще всего проиллюстрировать на примере очень большой площади, обрамленной красивыми архитектурными памятниками. Если снять панораму из центра, то у нас получится очень подробная мостовая площади, так как ближе всего к камере находится земля, небо, и по краям узкая полоска зданий, занимающих совсем немного места в информационном пространстве. Если площадь достаточно большая, то цифровой зум при просмотре панорамы практически ничего не даст. Не позволит разрешение снимка. При этом при съемке глаза человека будут давать вполне удовлетворительную картину. Скажется лабильность психики.

Другим примером полезности данного понятия может служить подъехавший и остановившийся близко к камере на той же площади автомобиль. Он займет большую часть снимка, полностью перекрыв вид в одном направлении (и попутно сместит смысловые акценты, о чем позже), и лишив нас информации о части архитектурных памятников.

Информационное пространство может быть как заполненным (содержать полезную информацию), так и пустым (никакой полезной информации не содержать). О том, что считать полезным, а что пустым мы поговорим чуть позже.

Композиционный центр панорамы. Мы уже отмечали выше, что одна из первых проблем, с которой сталкивается фотограф при съемке панорамы - отсутствие возможности ограничить какими-либо рамками угол зрения. Но это не означает, что таких рамок вовсе не существует. Вспомните прием, которым иногда полезно воспользоваться при съемке: сложить пальцы в квадрат видоискателя и попробовать в реальном пространстве выделить кадр. То же самое необходимо мысленно проделать с панорамой. При этом мы заметим, что на панораме есть интересные и не интересные (красивые и не красивые, удачные и не удачные, и пр.) участки.

Дадим определение. Композиционный центр - это такая область панорамы, которая при выведении на экран через окно просмоторщика является композиционно завершенной и в смысловом отношении самодостаточной. Иными словами подобна хорошей фотографии.

Вполне понятно, что композиционный центр может быть на панораме один, но их может быть и несколько. При чем их больше, тем лучше. Еще чуть-чуть разовьем эту мысль и введем еще одно понятие:

Идеальная панорама - это такая панорама, у которой при смещении на любой градус на экране остается композиционно завершенная картина.

К такой панораме надо стремиться. В качестве примера можно привести образцы китайской живописи. Они создавали длинные панорамы-пейзажи, где одна совершенная картина плавно перетекала в другую. Кто видел подобное, тот легко поймет, о чем идет речь. Можно любить или не любить китайскую живопись, но не восхититься мастерством композиции не возможно.

Попробуем подметить приемы, которыми пользуются китайские мастера, создавая композиционно совершенные картины, не имеющие рамок, и предусматривающие постепенное просматривание отдельных фрагментов. Прежде всего, это завершенность каждого отдельно взятого фрагмента. Во-вторых, человеку постоянно предоставляется возможность домыслить следующий фрагмент, но он всегда содержит что-то новое, отличное от предыдущего. Всегда интересно развернуть свиток (или перейти к следующей створке ширмы), и посмотреть, что его ждет там. И в то же время в любой момент можно остановиться и наслаждаться как видом в целом, так и изучать всевозможные детали.

Итак, четыре составляющих: совершенство, детали, интерес (интрига), недосказанность. У человека должно быть два желания. Повернуть панораму и посмотреть, что за кадром. И остановить вращение, чтобы посмотреть, что же, собственно говоря, снято. Для этого нам надо стремиться к тому, чтобы на панораме было как минимум несколько композиционных центров. Чтобы эти центры плавно перетекали один в другой. Чтобы как минимум, когда один центр заканчивается, на экране уже появлялся другой. Для тех, кому легче воспринимать цифры, можно ввести соотношение композиционный центр / информационно-пустое пространство. В идеальной панораме оно составляет 100, в самой плохой стремиться к нулю. В принципе, не должно опускаться ниже 35-40 по всему объему панорамы.

Появление следующего центра при вращении вызывает любопытство и желание посмотреть, что дальше есть в панораме. Мы должны различать любопытство, проявляемое человеком при первом просмотре панорам, и при последующем изучении. Если панорама пуста - интерес сразу пропадет. Его может вызвать либо информация, либо красота. И то, и то понятие субъективно, меняется от человека к человеку. Пока для удобства объединим их и поговорим о них скопом. Очень часто панорама снимается ради одного какого-то объекта. Он может создать один композиционный центр. Как мы уже выяснили, его для панорамы совершенно не достаточно. Помимо этого объекта на панораме должны быть сняты вещи, которые создадут дополнительные центры, сделают панораму насыщенной. Важно, чтобы на панораме было несколько таких дополнительных центров по разным направлениям взгляда, Помимо этих центров важно, чтобы они сами или пространство между ними содержало достаточное количество деталей.

Поясним вышесказанное на конкретном примере. Вернемся на ту же большую площадь, и заново выберем точку съемки. Мы теперь встанем недалеко от главного архитектурного памятника. Он у нас будет основным композиционным центром. Постараемся выбрать точку съемки так, чтобы он не был от нас слишком близко, или слишком далеко. Если, к примеру, фасад здания украшен множеством любопытных деталей, то можно подойти к нему ближе, если же мы встанем близко к гладкой стене, мы неоправданно увеличим информационно пустое пространство. Желательно чтобы по разным осям зрения в кадр попали все наиболее интересные моменты этого памятника. Но слишком далекое положение камеры приведет нас к начальной ситуации пустой площади, с преимуществом земли и неба. Теперь попробуем заполнить остальные направления взгляда. Противоположные края площади сдвинулись от нас, пропорционально расстоянию. Если Вы чувствуете, что у Вас образуется слишком много пустого пространства, попробуйте заполнить это направление так, как Вы бы делали это, организуя обычный снимок. Дождитесь подхода группы людей. Выберите время съемки так, чтобы свет играл заметную роль в панораме. Дождитесь погоды с интересными облаками на небе. Попробуйте организовать ритмы и пр. и пр. Мы вернемся к этим способам в следующей главе.

Пока же при рассмотрении данного примера Вы наверняка заметили, что нам удобно ввести для рассмотрения панорам еще два базовых понятия.

Композиционный объект - это те естественные объекты, из которых состоит сцена панорамы. Композиционный объект может быть виден целиком, или быть заслонен другим объектом. Он может быть движущимся или неподвижным. Простым или составным. К примеру, роща, если она видна целиком и не распадается на отдельные деревья - это составной объект. Или группа людей в той же ситуации. Он может быть основным и дополнительным.

Взаимоотношения композиционного объекта и композиционного центра не однозначны. Центр может состоять из множества объектов, одного объекта и быть частью объекта. В предыдущем примере архитектурный памятник - это объект. Издали он может быть частью композиционного центра. При приближении сам стать центром. А если мы встанем совсем близко - разбиться на несколько.

Композиционная ось (ось зрения) - это направление, в котором в данный момент направлена камера, реальная или виртуальная, то, куда Вы смотрите. При съемке это понятие совпадает с тем, что Вы видите через видоискатель. При выводе на экран - это окно просмоторщика.

Ось зрения может быть горизонтальной или вертикальной, со всеми промежуточными положениями. Чаще всего, горизонтальная ось зрения является основной, а вертикальная - добавочной. Но если Вы встанете где-нибудь на краю пропасти, на балконе, под раскидистым деревом, под мостом, или аркой и т.д., они вполне могут поменяться местами. Это зависит от того, где располагается основной композиционный центр. Представьте, что над Вашей головой северное сияние, или у Вас под ногами наборный паркет. В идеальной панораме любая ось - основная.

Преимущественно горизонтальная ось зрения делает горизонтальную плоскость основной. И наоборот.

Объекты могут находиться в разных плоскостях, и соответственно рассматриваться по горизонтальной или вертикальной оси. Удачным решением будет в случае основной горизонтальной плоскости, размещать часть композиционных центров в вертикальной плоскости.

Давайте рассмотрим на примере, что нам дают основные и добавочные оси зрения и плоскости. Представим, что мы снимаем панораму озера. Основная плоскость горизонтальная. Большая часть пространства - вода. Если мы встанем под деревом, растущим на берегу, мы введем добавочную вертикальную плоскость, увеличим число композиционных центров и резко увеличим информационную насыщенность панорамы.

Продолжение читайте здесь - часть 2.

© Алексей Гриф, Наталия Коварская


  • 1
Сильно!
Давно ждала трактат на эту тему от тебя - неожиданно фундаментально оказалось :)
(Frozen) (Thread)

Да все думали книгу выпустить, а сейчас поняли, что пока руки не доходят и денег на издание не хватает, и решили начать выкладывать какие-то главы в интернет. Потом пойдет основная часть с примерами.
(Frozen) (Parent) (Thread)

можно в профильные журналы попробывать
(Frozen) (Parent) (Thread)

они, как правило, требуют, чтобы материал нигде не размещался. А мы приняли решение эти части глав выложить в очень широкий доступ. Я потом напишу некоторым, может заинтересуются.
(Frozen) (Parent) (Thread)

Очень своевременный текст, молодцы.
(Frozen) (Thread)

Спасибо, Наташа !

Присоединяюсь к мнению московского тезки.
Вы не испугались начать в столь трудный (13) день
столь доброе дело.
Вы правы - нет сколько нибудь заметного источника
о композиции сферических панорам. Даже Фрост
(http://www.ozon.ru/context/detail/id/2392172/) в "Панорамной фотографии"
половину текста уделяет железу.

А.Варламов
(Frozen) (Parent) (Thread)

Очень интересно. Прям по полочкам раскладываешь )
Поддерживаю идею о бумажных журналах.
(Frozen) (Thread)

наташа! я всегда твои панорамы воспринимала как магию. начала читать статью -алгоритм. но на последних абзацах понимаю что это высший пилотаж. не просто увидеть, но и воспроизвести.
(Frozen) (Thread)

Наташ,ты не боишься,что кто-то сопрет?
очень и очень здорово,молодцы!жду часть с примерами
(Frozen) (Thread)

Очень полезная статья, спасибо. Буду ждать продолжения.
(Frozen) (Thread)

Сильно! Точно пора печататься!
(Frozen) (Thread)

отлично и познавательно. благодарю.
(Frozen) (Thread)

  • 1